1. Администрация форума с радостью приветствует Вас и благодарит за проявленный интерес к нашему форуму. Здесь Вы найдете множество интересных разделов и тем. Для того, чтобы в полной мере увидеть их содержание, а также свободно общаться, создавать новые темы или отвечать в созданных - Вам необходимо зарегистрироваться на Форуме. Это займет совсем немного времени, и Вы сможете быть в курсе всей предоставляемой информации.

Лошади и поклажа

Тема в разделе "Общее", создана пользователем nestor, 25 фев 2015.

  1. Хожалый Stabsfeldwebel

    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    1.675
    Уважаемый Дмитрий! Мне это не просто нравится. Я восхищен и объемом материала, и его проработкой, и иллюстрациями. А такого ассортимента вьючных раритетов я не видел нигде. Я имею в виду музеи, коллекции и сайты. Это все обязательно нужно довести до ума и сохранить. Это техническая история. Думаю, не ошибусь, если скажу, что подобных материалов в таком объеме нет ни на одном сайте России.
    Но это не просто история. Даже в сегодняшних условиях боевые действия в горах с серьезным рельефом практически невозможны без вьючного транспорта. Вертолет-это быстро, но очень шумно и уязвимо. В российских горнострелковых бригадах, насколько я знаю, вьючный транспорт предусмотрен. А вот насколько совершенны вьючные седла - это большой вопрос. Смогли ли использовать для их производства лучшие технические идеи и разработки, на которые были богаты немецкие инженеры?
    На Кавказе такое железо встречается в виде отдельных фрагментов. С трудом восстановил и отреставрировал Трагезаттель 23 из кучи скрученного и рваного металлического хлама. Катушку связи такую с шестерней находил, но не взял по незнанию, да и тащить далеко было.
    По поводу приблуд неопознанного назначения. Не исключаю, что какие-то из них могли предназначаться для транспортировки 20 мм. автоматических пушек Flak, но это нужно заниматься идентификацией. На Кавказе их точно затаскивали на такие высоты, на которые только вьюками можно было поднять. Хотя и на штатные вьюки могли навесить без приблуд. По санитарным делам тоже был свой ассортимент обвеса.
    К написанному сложно что-то добавить, но я попробую в меру своего понимания.
    Принципиально обе конструкции каркасов TZ 23 и TZ 36 (применю такую аббревиатуру для сокращения) конструктивно сходны. И тот и другой имеют вертикальные стойки и верхние дуги, огибающие круп и холку животного. Кривизна дуги для холки и кривизна дуги для крупа разные - дуга холки более острая.В обоих случаях стойки с дугами соединяются осевым соединением, позволяющим изменять угол развода стоек относительно дуг. Регулировка углов этих деталей осуществляется за счет регулировочных винтов и втулок. Винты для крупа и для холки имеют разную длину и , соответственно, разный угол развода стоек.Такая система позволяет регулировать каркас в зависимости от размеров крупа и холки (мул-лошадь, условно говоря).
    И TZ23 и TZ36 для опоры на спину животного имеют по две боковые и две верхние опорные пластины. Ссылка видна только зарегистрированным пользователям отметил, что у TZ23 это металл и дерево (вверху), а у TZ36 все пластины из металла, причем верхние имеют шаровые крепления к каркасу, что обеспечивает их оптимальное саморасположение на спине животного.
    Стойки каркаса и дуги изготовлены в обоих случаях из "П" образного стального профиля. Толщина металла на стойках 2мм. Должен заметить, что в обоих конструкциях для усиления стоек применено внутренне заполнение их деревянными брусками, которые вставлены в "П" образную нишу профиля.
    Крепление любого навесного оборудования на каркасах осуществляется за счет качающихся скоб с винтами-барашками. Тут все одинаково.
    Казалось бы, конструкция TZ36 более прогрессивна (13 лет разницы). И на первый взгляд, так оно и есть. Эта конструкция несколько облегчена за счет металлической высечки на нижних опорных пластинах и деталях навесного оборудования. Саморегулирующиеся верхние опорные пластины тоже в плюс.
    НО! Увлечение технологичностью сыграло с конструкцией TZ36 дурную шутку. Конструкторы этого изделия предусмотрели крепление всех неподвижных деталей и осей каркаса путем клепки. Склепано и заклепано все намертво и навсегда.
    Казалось бы, такой конструктив должен служить увеличению прочности и надежности изделия. Однако получилось наоборот. Безусловно, у педантичных немцев существовали какие-то нормативы по весу грузов, перевозимых на вьючных седлах. Но, глядя на скрученное и изуродованное железо вьючных седел, которые приходилось находить, я понимаю, что на бедных мулов и лошадей грузили, как на слонов. Война есть война, а вьючная скотина- это просто расходный материал. О ней особо не думали. И каркасы просто не выдерживали. Ломалось и деформировалось все- и стойки, и дуги, и опорные пластины и поперечные штифты и регулировочные болты.
    Так вот, каркасы седел TZ36 ввиду клепаной конструкции были ПОЛНОСТЬЮ НЕРЕМОНТОПРИГОДНЫ в полевых условиях. Их просто бросали, когда они разваливались. Спиливать клепки и переклепывать детали было невозможно. Кроме того, на стяжных болтах регулировки углов стоек применена более углеродистая сталь, что при перегрузках приводило к ее отламыванию.

    Напротив, конструкция более старого седла TZ23 и все осевые соединения на нем были собраны исключительно на свободно вставляемых штифтах-осях с крепежными шайбами и шплинтами, препятствующими выпадению этих штифтов (кроме опорных пластин). Простая и надежная система. Она позволяла производить замену деталей и ремонт таких седел в полевых условиях буквально на коленке при минимальном инструменте или вообще без такового. Выбить или забить штифт можно и камнем.
    Кроме того, несомненным плюсом старых седел TZ23 были откидные опорные полки, позволявшие опирать на них ящики или короба. У TZ36 таких полок не было. Полки были только на достаточно тяжелом дополнительном обвесе.
    Разработать и создать какую-то наиболее оптимальную конструкцию, учитывающую недостаки обеих разработок, у немцев, по известным причинам, не получилось.
    Вот такое дополнение. Возможно, где-то применил не очень корректно технические термины, поскольку не технарь по образованию, но смысл, думаю, понятен.
    Мои поздравления сайту с размещением великолепного материала уважаемым Ссылка видна только зарегистрированным пользователям Это действительно уникальная,а, главное, компетентная информация.
     
    Политрук, Dietrich_51, nestor и ещё 1-му нравится это.
  2. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Спасибо на добром слове, Александр! Долгие годы, что собиралось это добро, меня не покидало чувство, что это осколки какого-то большого, целого комплекса, концепции, как сейчас принято говорить. Концепции горной войны, если можно так сказать. Когда фантазия мирного времени, не ограниченная требованиями производства предметов военного снаряжения в условиях военного времени, плодотворно умножалась готовностью множества фирм и предприятий, борющихся за военные заказы, воплотить в железе "любые ваши фантазии за ваши же деньги". В общем, это самое обычное дело для обстоятельного европейского подхода к делу и одновременно абсолютно неприемлемое явление для советской экономики предвоенного и тем более военного времени.
    То, что это памятники военной техники - с этим согласен на все сто. Предстоит интересная работа по реставрации, меня особенно вдохновляют пушечные приспособы, это просто праздник какой-то).
    Да, клепаная конструкция ТС 36 для ремонта в поле малопригодна. С другой стороны, мне трудно представить, как его можно загнуть или переломать. Хотя, если завьюченное животное с пушечным стволом на горбе пустить с горы кувырком, согласен, от вьюка тоже мало что останется.
    Попались несколько фотографий запряженных коняк, при этом в качестве элемента упряжи используется ТС 23. А на соседнем снимке обходятся без него. В общем, конструктор на любой вкус.
     

    Вложения:

    • 5Ezam9gAa8E.jpg
      5Ezam9gAa8E.jpg
      Размер файла:
      183,6 КБ
      Просмотров:
      20
    • 7kcClZVKAzg.jpg
      7kcClZVKAzg.jpg
      Размер файла:
      185,2 КБ
      Просмотров:
      20
    • J5_6B3EC9G0.jpg
      J5_6B3EC9G0.jpg
      Размер файла:
      225,7 КБ
      Просмотров:
      21
    • K5wfXrC2_oE.jpg
      K5wfXrC2_oE.jpg
      Размер файла:
      76,9 КБ
      Просмотров:
      19
    • S5nqKu0v_QY.jpg
      S5nqKu0v_QY.jpg
      Размер файла:
      197,7 КБ
      Просмотров:
      21
  3. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    На фото вьюк с орудийными приспособами, показанными в постах 51-53.
     

    Вложения:

    • 5V8_dkEdzEo.jpg
      5V8_dkEdzEo.jpg
      Размер файла:
      38 КБ
      Просмотров:
      19
  4. Хожалый Stabsfeldwebel

    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    1.675
    4627.jpg TZ36. Ломали их, еще как ломали. Это еще не самый страшный экземпляр. В Ваших краях все же не такие горы, как Кавказ.
     
    Политрук, nestor и Dietrich_51 нравится это.
  5. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Да уж... Причем заметьте - железо крепкое, повреждения явно военных лет, это не старый вьюк, развалившийся от коррозии. Такое чувство, что его просто разорвали на части.

    Добавлю к уже размещенному - в посте № 21 показаны фото транспортировки 7,5 см горного орудия Geb.G.36. На фото № 2 - узнаваемые пять вьюков из восьми, составляющих одно орудие. Впереди виден вьюк колес, за ним ящик с прицелом, следом вьюки станка, крайний справа похож на вьюк казенника. Остальные вьюки в кадр не попали. На фото № 4 - вьюк ствола орудия.
     
    Политрук, Hellmann и nestor нравится это.
  6. FAMO Schütze

    Сообщения:
    7
    Симпатии:
    20
    Дмитрий, большое спасибо, что поделились такой ценной и нужной информацией, и главное за её систематизацию, помаленьку начинает вырисовываться общая картина. Особенно порадовало оборудование для боеприпасов 5-см миномёта (L.Gr.W.36). Однако, есть ли понимание как перевозился сам миномёт? Была ли предусмотрена для него специальная преспособа?
     
    Политрук, nestor и Dietrich_51 нравится это.
  7. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Благодарю. По миномёту - попадаются периодически и повсеместно по местам боёв стандартные людские переноски для этих минометов в различной степени сохранности, какие сгнившие и только сохраняющие форму, а иногда попадаются и бодрые, как на фото (ремни естественно не родные). Думаю, поскольку 5 cm le.Gr.W.36 вещь довольно компактная и в случае чего, требующая немедленного использования по назначению в бою, когда некогда возиться с вьюками (это же оружие самого переднего края, лошади по передовой не ходят)), то и таскали их собственно сами минометчики. А заодно и расходный запас мин первых выстрелов. А вот вьючные приблуды для ящиков вступали в дело тогда, когда требовалось пополнить расход, до рубежа, куда мог приблизиться вьючный транспорт. Затем снова - ящики за спину и на передовую. Думаю, было именно так. На марше разобранный миномёт ввиду компактности и даже относительной миниатюрности конструкции мог крепится на конский вьюк как любой простой предмет - хоть сбоку на полку, хоть сверху.
    Хотя имеет смысл поближе присмотреться к пулемётной приблуде, попримерять ствол и плиту - не ровен час, подойдёт. Ведь и легкий миномет, и пулемет - ротное оружие, могли сыграть и на универсальности приблуд.
     

    Вложения:

    • IMG_0690.JPG
      IMG_0690.JPG
      Размер файла:
      530,1 КБ
      Просмотров:
      12
    • IMG_0691.JPG
      IMG_0691.JPG
      Размер файла:
      520,5 КБ
      Просмотров:
      12
    • IMG_0692.JPG
      IMG_0692.JPG
      Размер файла:
      517 КБ
      Просмотров:
      12
    Политрук и nestor нравится это.
  8. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    По кухонному ящику добавлю. Собрался по местам бывших боёв и привалов такой комплект. Неполный, конечно, но всё же. Вещи битые временем и войной, не чищены и не реставрированы.
    На самом ящике - надпись краской, означающая принадлежность к 11-й роте. Утрачены завинтные оси с барашками.
    Конструкция крышки вкладного ящика несколько отличается от старого фото. Клейм на вкладном ящике и на его крышке пока не нашёл, вероятно был шильдик, который кто-то сковырнул. На крышке заварника клейма видны, они на фото.
     

    Вложения:

    • cookequip083fj.jpg
      cookequip083fj.jpg
      Размер файла:
      64,8 КБ
      Просмотров:
      17
    • IMG_0693.JPG
      IMG_0693.JPG
      Размер файла:
      454,4 КБ
      Просмотров:
      12
    • IMG_0694.JPG
      IMG_0694.JPG
      Размер файла:
      438,9 КБ
      Просмотров:
      12
    • IMG_0695.JPG
      IMG_0695.JPG
      Размер файла:
      238 КБ
      Просмотров:
      19
    • IMG_0696.JPG
      IMG_0696.JPG
      Размер файла:
      266 КБ
      Просмотров:
      12
    • IMG_0697.JPG
      IMG_0697.JPG
      Размер файла:
      362,6 КБ
      Просмотров:
      12
    • IMG_0698.JPG
      IMG_0698.JPG
      Размер файла:
      381,3 КБ
      Просмотров:
      12
    • IMG_0699.JPG
      IMG_0699.JPG
      Размер файла:
      379,8 КБ
      Просмотров:
      12
    • IMG_0700.JPG
      IMG_0700.JPG
      Размер файла:
      495,7 КБ
      Просмотров:
      12
    • IMG_0701.JPG
      IMG_0701.JPG
      Размер файла:
      420,5 КБ
      Просмотров:
      12
    • IMG_0702.JPG
      IMG_0702.JPG
      Размер файла:
      367,1 КБ
      Просмотров:
      12
    • IMG_0703.JPG
      IMG_0703.JPG
      Размер файла:
      376,1 КБ
      Просмотров:
      12
  9. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Вьюки для перевозки 75-мм горного орудия М15. Фото из сети, описания вьюков из наставления для обучения личного состава батареи, вооруженной этими орудиями.
     

    Вложения:

    Политрук и nestor нравится это.
  10. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Вьюк передней части лафета. Обратите внимание на конструкцию вьюка, это не ТЗ 23 и не ТЗ 36, это что-то иное. Фото этого вьюка тоже встречаются в сети, думаю, наследие Австро-Венгрии. Таже на фото перетаскивание передней части лафета за спиной и на канатах.
     

    Вложения:

  11. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    А вот на фото передняя часть лафета на ТЗ23. Крепление элемента орудия поперёк продольной оси.
     

    Вложения:

    Политрук и nestor нравится это.
  12. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Вьюк хвостовой части лафета и колёс.
     

    Вложения:

  13. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Вьюк люльки. Фото пока не попалось.

    Вьюк ствола.

    Вьюк кожуха-утяжелителя ствола. На фото вьюки ствола и кожуха рядом.

    Вьюк щита.

    Вьюк ящика с прицелом.
     

    Вложения:

    Последнее редактирование модератором: 1 июн 2019
  14. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Орудия на вьюках на марше.
     

    Вложения:

    Политрук и nestor нравится это.
  15. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    75-мм горное орудие обр. 1936 г. (Geb.G. 36) фирмы Рейнметаллл-Борзиг - классика горной артиллерии.

    Разборка орудия и состав вьюков. На языке оригинала, прошу уж тут прощения.
     

    Вложения:

  16. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Вьюк 1. Нижняя часть лафета с боевой осью и колёса.
     

    Вложения:

    • 2.jpg
      2.jpg
      Размер файла:
      925,1 КБ
      Просмотров:
      10
    • Image9.jpg
      Image9.jpg
      Размер файла:
      3,6 МБ
      Просмотров:
      11
    • вьюк 1.jpg
      вьюк 1.jpg
      Размер файла:
      51,6 КБ
      Просмотров:
      14
    • Копия (3) Image52.jpg
      Копия (3) Image52.jpg
      Размер файла:
      111,2 КБ
      Просмотров:
      14
  17. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Вьюк 2. Станины.
     

    Вложения:

    • 1.jpg
      1.jpg
      Размер файла:
      942,9 КБ
      Просмотров:
      11
    • 89549_1000.jpg
      89549_1000.jpg
      Размер файла:
      282,9 КБ
      Просмотров:
      11
    • вьюк 2 слева.jpg
      вьюк 2 слева.jpg
      Размер файла:
      91,2 КБ
      Просмотров:
      16
    • вьюк 2.jpg
      вьюк 2.jpg
      Размер файла:
      89,8 КБ
      Просмотров:
      16
    Политрук и nestor нравится это.
  18. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Вьюк 3. Центральная часть станка.
     

    Вложения:

    • 7.jpg
      7.jpg
      Размер файла:
      978,3 КБ
      Просмотров:
      10
    • вьюк 3.jpg
      вьюк 3.jpg
      Размер файла:
      111,9 КБ
      Просмотров:
      18
    Политрук и nestor нравится это.
  19. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Вьюк 4. Люлька.
     

    Вложения:

    • 4.jpg
      4.jpg
      Размер файла:
      953,7 КБ
      Просмотров:
      10
    • вьюк 4.jpg
      вьюк 4.jpg
      Размер файла:
      84,8 КБ
      Просмотров:
      17
    Политрук и nestor нравится это.
  20. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Вьюк 5. Казенник и подкладные маты.
     

    Вложения:

    • вьюк 5 с чехлом.jpg
      вьюк 5 с чехлом.jpg
      Размер файла:
      123,6 КБ
      Просмотров:
      17
    • вьюк 5.jpg
      вьюк 5.jpg
      Размер файла:
      139,1 КБ
      Просмотров:
      17
    • 6.jpg
      6.jpg
      Размер файла:
      962,4 КБ
      Просмотров:
      10
    • Image17.jpg
      Image17.jpg
      Размер файла:
      4,7 МБ
      Просмотров:
      14
    Политрук и nestor нравится это.