1. Администрация форума с радостью приветствует Вас и благодарит за проявленный интерес к нашему форуму. Здесь Вы найдете множество интересных разделов и тем. Для того, чтобы в полной мере увидеть их содержание, а также свободно общаться, создавать новые темы или отвечать в созданных - Вам необходимо зарегистрироваться на Форуме. Это займет совсем немного времени, и Вы сможете быть в курсе всей предоставляемой информации.

Лошади и поклажа

Тема в разделе "Общее", создана пользователем nestor, 25 фев 2015.

  1. nestor Administrator Команда форума

    Сообщения:
    1.026
    Симпатии:
    3.225
    1.jpg 4.jpg 2.jpg 3.jpg 6.jpg
    Может что - то из Греции и Югославии, но первое фото это точно Кавказ.​
     

    Вложения:

    • 5.png
      5.png
      Размер файла:
      426,1 КБ
      Просмотров:
      12
    Политрук и pishik59 нравится это.
  2. nestor Administrator Команда форума

    Сообщения:
    1.026
    Симпатии:
    3.225
    Весь вопрос в логистике.
    Лошади, мулы должны есть.
    И им это нужно подвозить.
    Под Москвой в 1941-м это не удалось. И остались курганы тяжелой артиллерии.
    И на Кавказе это повторилось, но осталась не тяжелая артиллерия, которой уже не было, а лошади. Отступали в феврале - марте. В Крым через Тамань попали только люди.
    Вермахт потерял мобильность.
    tumblr_mrb9zamF5v1rwu1s5o1_500.jpg tumblr_mtywfxEWZp1reh0fqo1_1280.png
     
    Последнее редактирование: 19 май 2018
    Политрук и pishik59 нравится это.
  3. FAMO Schütze

    Сообщения:
    7
    Симпатии:
    20
    Вот вам и бочки, правда, что за вьюк я понять не могу, возможно, как раз реквизированный у местного населения?
    img_280819_1.jpg
     
    Политрук, nestor, Хожалый и ещё 1-му нравится это.
  4. pishik59 Schütze

    Сообщения:
    19
    Симпатии:
    34
    Уважаемый Хожалый!
    Большое Вам спасибо за развернутый ответ. Тема действительно интересная, специфическая и не часто встречающаяся в обзорах. Дискутировать по ней можно много и с удовольствием. Крайне интересно будет увидеть подготавливаемый Вами обзор по седлам и баулам, тем более что я отнюдь не теоретик, а сварщик и кузнец с солидным разрядом и соответствующим стажем работы, т.е. все железное мне близко и понятно. Лошадей и ослов я тоже изучал не по картинкам, даже разок копытом был вскользь приглажен. Бочки я привел для примера, как возможный нестандартный груз плохо размещающийся на вьючном седле. Топливо из этих бочек в высокогорье было нужно для примусов, керосиновых ламп и обогрева личного состава при помощи печек- капельниц.
    Вообще история развития обозного и вьючного дела в армиях различных стран и в Российской армии в частности - заслуживает отдельной монографии. Кстати, российское армейское вьючное седло системы генерал-майора М.Е. Грум-Гржимайло образца 1911г. долгое время считалось своего рода шедевром из-за продуманности и универсальности его конструкции. Разрешите Вам представить данное седло подготовленное для транспортировки горно-вьючной кухни.


    седло Грумм-Гржимайло для кухни.jpg
    Фото-1: (см. стр.190 из Наставления по обозному делу РККА Государственного Военного Издательство Наркомата Обороны. Москва-1939г.)

    На фото цифрами обозначены:
    1- Металлический каркас-ленчик с лавками-распорами арочной формы.
    2- Планки прокладки входящие своими концами в парные карманы 4.
    3- Подушки седла с карманами на которые опираются лавки-распорки.
    5- Брезентовая покрышка на верхние подушки седла.
    6- Крючки ленчика для навешивания левой и правой горно-вьючной кухни.

    Само седло имеет треугольную форму с жестким верхом и мягким низом обращенным к спине лошади. Такая форма вьючного седла как будет видно ниже, была подсмотрена генерал-майором именно у жителей Центральной и Средней Азии.

    В нижней части данной фотографии видны свободно свисающие элементы упряжи, каждый из которых имеет свое название и назначение. Расположение этих элементов на лошади хорошо видно из следующего фото.



    лошадь с горно-вьючной кухней.jpg
    Фото-2: (см. стр.191 из Наставления по обозному делу РККА 1939г.)
    Левая и правая горно-вьючные кухни находятся в транспортном положении на вьючной лошади.
    Видны дымоходы обеих кухонь, сами топки располагались с задней стороны.
    Из рисунка видно, что дымоходы защищены дефлекторами-искрогасителями, чтобы защитить спину лошади от искр, а саму топку защитить от порывов ветра, который очень любит проникать в топки всех печей мира если верхняя часть их труб не защищена.
    Пища в таких кухнях могла готовиться или подогреваться прямо на марше.

    Общий вес вьюка составлял около 150 кг. при ширине 120 см. , высоте 40 см. (без учета высоты труб), и длине 38 см.

    Если визуально сопоставить высоту вьюка с ростом лошади в ее холке, то понятно,что на рисунке изображена именно низкорослая вьючная лошадь ростом около 1.5м., о чем я и говорил в своей первой заметке.

    В первоначальном варианте кухни имели цилиндрическую форму, а дверцы топок располагались сбоку.

    ранний вариант кухни.jpg

    Фото-3: Первоначальный оригинальный вариант горно-вьючной кухни в транспортном положении на вьючном седле системы Е.М. Грум-Гржимайло образца 1911г. (седло было изобретено чуть ранее, в 1910г., принято на вооружение в 1911г.)

    Сам Михаил Ефремович Грум-Гржимайло (правильное современное написание - Грумм-Гржимайло) был весьма неординарной личностью и в первую очередь был известен не как изобретатель вышеуказанного вьючного седла и учебных орудийных прицелов для крепостной артиллерии, а как известный географ и младший брат знаменитого российского путешественника и исследователя Центральной и Средней Азии - Григория Ефимовича Грумм-Гржимайло.

    Михаил Ефремович сопровождал и помогал своему старшему брату в их совместной экспедиции на Памир в 1889г., а также и в последующих экспедициях в Восточный Тянь-Шань и провинции Западного Китая (Ганьсу и Кукунор).

    Кроме упомянутого универсального вьючного седла и горно-вьючной кухни, Михаил Ефремович изобрел особый спальный мешок, складную походную кровать и вьючные чемоданы (баулы), а также написал рад статей среди которых наибольший интерес для обсуждаемой нами темы представляет статья "Вьючное дело" написанная им в 1905г.



    М.Е. Грумм-Гржимайло.jpg
    Фото-4:(из Интернета) Генерал-майор Российской Императорской армии - М.Е. Грумм-Гржимайло: (1861-1921 гг). Член Русского Географического Общества. В числе первых был удостоен медали Н.М. Пржевальского.




    Григорий Ефимович Грумм-Гржимайло.jpg
    Фото-5: (из Интернета) Григорий Ефимович Грумм-Гржимайло (1860-1936). Заслуженный деятель науки РСФСР(1928), Вице президент Географического общества СССР (1920-1931). Старший брат изобретателя универсального вьючного седла - М.Е. Грумм-Гржимайло.


    Исходя из вышесказанного и посмотрев на фотографию типичного азиатского вьючного седла, становиться понятно, что оно скорее всего и явилось прообразом изобретения генерал-майора.

    азиатское вьючное седло.jpg
    Фото-6. (из Интернета). Типичное простейшее азиатское треугольное вьючное седло. Такие седла до настоящего времени используются местными жителями в отдаленных районах Памира и Тянь-Шаня для перевозок разнообразных грузов.

    Что касается упомянутых Вами носилок для перевозки раненых которые якобы были неприспособлены для их крепления на вьючных седлах (или вьючные седла не приспособленные для перевозки раненых в положении лежа) то такие специальные носилки и соответствующие им вьючные седла на самом деле имелись во всех армиях начиная с древности. Российская Императорская и Советская армия также не были в этом смысле исключением из правил.
    Все вьючные носилки для перевозки раненых были представлены немногими основными типами (одноконные и двуконные, а также двухишачные и сдвоенные для мулов и верблюдов) и несколькими типами (пневматические и каркасные, а также нескладные и складные).
    Чтобы не терять времени на их описание и на пересказывание чужих трудов, могу порекомендовать всем интересующимся данной темой прочитать имеющуюся в свободном доступе в сети Интернет интереснейшую книгу П.П. Тимофеевского - "Горный санитарный транспорт" титульный лист которой представлен на фотографии.

    титульный лист.jpg
    Фото-7: (из интернета) - Титульный лист книги П.П. Тимофеевского.

    С уважением - pishik59.
     
    Политрук и nestor нравится это.
  5. pishik59 Schütze

    Сообщения:
    19
    Симпатии:
    34
    Фотография с транспортировкой бочки, которую разместил уважаемый FAMO, появилась весьма кстати, так как она хорошо иллюстрирует сказанное мною о том, что немецкие вьючные седла были плохо приспособлены для перевозки даже таких стандартных грузов как бочки.
    Что мы имеем на снимке? Ту самую случайно упомянутою мною для примера 80 литровую бочку, которую немецкий солдат не смог закрепить на боковой раме вьючного седла даже при наличии соответствующей откидной полки, и заодно не смог уравновесить ее пресловутыми ящиками с патронами с другой стороны.
    Цент тяжести всей конструкции расположен слишком высоко и если лошадь оступится с таким грузом на горной тропе, то беды будет не миновать.
    При этом лошадь идет с большим недогрузом, а именно: Как было сказано, лошадь в норме может нести груз составляющий примерно 1/3 ее массы. Масса лошади среднего возраста и средней упитанности (которая и видна на фото) составляет от 400 до 600 кг. Допустим, что она скромно весит 500кг. Тогда 1/3 от 500кг. - это примерно 170 кг.
    Т.е. данная лошадь при ее нормальной загрузке может спокойно нести две такие полные бочки по одной с каждой стороны желательно в лежачем положении и при этом центр тяжести будет располагаться там, где он и должен быть.
    При этом для правильной увязки на такую лошадь двух таких бочек с двух сторон с лихвой достаточно 20м. одинарной не самой толстой веревки, знание того, как вяжется узел стремя, куска войлока размером 1 на 1,5м. и четыре человека на две минуты на погрузку. Так что сравнивать данного немецкого солдата с рядовым киргизским караванщиком действительно некорректно, т.к. караванщик может обидеться. С такой работой в киргизских аулах легко справлялись даже женщины.

    000082.JPG

    Фото-1: (из архива В.И. Рацека любезно предоставленное Г. Калининым) Женский состав киргизской семьи с частью домашнего скарба расположился на одногорбом верблюде сверху вьючного седла для переезда на новое стойбище. Седлали и вьючили верблюда эти-же женщины при том, что он в два раза выше и сильнее лошади. 1943г.

    С уважением - pishik59.
     
    Политрук и nestor нравится это.
  6. Хожалый Stabsfeldwebel

    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    1.675
    Отличный снимок с бочкой! Поправили же, спасибо FAMO. Редкий снимок, но он лишний раз подтверждает универсальность немецких вьючных седел. Вьюк под бочкой именно немецкий, штатный, как раз из тех, что разбирались - собирались. Просто его по непонятным причинам раздербанили, а может просто приспособили то,что было под рукой, когда бочкой с винищем разжились. Наверное Франция или Греция. Не Новороссийск точно. С вьюка снята полка и нижняя опорная пластина, а под ним, похоже, не штатные подушки, а набросали на коняку все, что можно. Это такой же вьюк, как на первом снимке темы. Только на первом снимке внизу стоек отсутствуют (сняты) зажимные замки для доп.оборудования, а на седле под бочкой они есть.Штифты с втулками от снятой полки тоже видны на стойках седла под бочкой.
     
    Политрук и nestor нравится это.
  7. Хожалый Stabsfeldwebel

    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    1.675
    Да, тема действительно необъятная, поскольку наизобретали в этом плане много всего.я, например, глубоко в нее не вникал. Только в объеме немецких вьюков, и то штатных, а они много чего пользовали, судя по остаткам железа.
    Насчет горного санитпрного транспорта обязательно попытаюсь найти текст наставления. Очень интересно, спасибо за наводку. По транспортировке немецких раненых с помощью вьючных седел лежа - никогда не сталкивался ни в немецких документах, ни по снимкам. Для этого нужна как минимум пара лошадей, между которыми должны крепиться носилки. А как они будут проворачиааться на крутом склоне на поворотах- это большой вопрос. Где- нибудь в долине на ровной тропе это наверное возможно.
    Вообще,да. Тема очень интересная и обширная.
     
    Политрук и nestor нравится это.
  8. Хожалый Stabsfeldwebel

    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    1.675
    А по седлам Грум- Гржимайло, да, для того времени конструкция интересная. Недостатков, по сравнерию с немецкими, углядел два: седло не регулируется по размерам спины животного и все грузы по бокам ни на что не опираются, а могут только подвешиваться и подвязываться ремнями или веревками.
    Но дело не в этом. Кто их видел, эти седла с картинок, вместе с горными кухнями на том же Кавказе, когда приперло? У нас даже портативные примусы выпускали разборные перед войной. Не знали такого? А на ледниках бойцы сырой кониной питались. Где все это было? Дорога ложка к обеду.
     
    Политрук и nestor нравится это.
  9. FAMO Schütze

    Сообщения:
    7
    Симпатии:
    20
    Значит всё таки немецкий вьюк, спасибо Хожалый!
    Место съёмки действительно Греция или Балканы.
    Вот ещё один бочонок попался, по видимому тоже с вином)))
    Кстати, если бы немецким егерям понадобилось затащить в высокие горы бензин, то я думаю, они скорее воспользовались бы стандартными армейскими канистрами, навьючить которые не составило бы большого труда.
    Muli 171c.jpg
     
    Политрук, nestor и pishik59 нравится это.
  10. pishik59 Schütze

    Сообщения:
    19
    Симпатии:
    34
    На ослике на верхней фотографии как раз местное деревянное вьючное седло которое вполне можно сравнить с теми, которыми пользовались в Киргизии например. (см.фото 1). Сам ослик загружен весьма добротно и правильно. Средняя масса осла около 200кг. На равнине он может нести 70% от своего веса, т.е. около 140кг. Для горных условий нагрузка уменьшается на треть, т.е. получаем примерно 90 кг. На данном осле висят два рюкзака допустим по 30 кг и сверху примерно 40 литровая бочка, в сумме 100кг. Как раз то, что надо.
    Насчет транспортировки топлива в канистрах: Это верно, что канистру грузить на вьючное седло гораздо удобнее, чем бочку. Однако у бочки наиболее эффективно используется объем, т.е. он является максимально возможным по отношению к материалу (площади и массе) корпуса бочки. Т.е. то, что можно перевести одной бочкой, потребует двух с половиной- трех канистр, плюс заморачивание с переливом.
    По поводу формы седла Грумм-Гржимайло и местных азиатских седел: На то они и треугольной формы, чтобы удобно "садиться" на любую лошадиную спину без дополнительной подгонки.
    По поводу проблемности перевозки раненых пароконным и парным ишачным транспортом на извилистых горных тропах уважаемый Хожалый совершенно прав. Армия была всегда недовольна конструкцией подобного рода носилок и пеняла их изобретателям по этому поводу. Например комдив В.Г.Клементьев в своей книге "Боевые действия горных войск" (стр. 196) откровенно говорит, что:- "Существующие средства не отвечают полностью требованиям быстрой, удобной для раненого эвакуации. Над конструкцией вьючных носилок еще следует поработать". (см.фото 2,3,4).


    img744.jpg
    Фото -1: (из архива В.И.Рацека - любезно предоставлено Г.Калининым) - 1943г. Караван вьючных ослов геодезической экспедиции в горах Тянь-Шаня.


    стр.196.jpg
    Фото-2:


    стр.197.jpg
    Фото-3:


    стр.198.jpg
    Фото-4:

    Фото 2, 3 и 4 - из книги В.Г.Клементьева - "Боевые действия горных войск".



    В.Г.Клементьев.jpg
    Фото-5: (взято с Ссылка видна только зарегистрированным пользователям) - Начальник военно-научной экспедиции Закавказской Пехотной Школы - Василий Григорьевич Клементьев. Август 1928г.


    С уважением - pishik59.
     
    Политрук и nestor нравится это.
  11. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Добавлю в интереснейшую тему металлического контента. Предметы собраны мной в боевых районах Мурманской области, здесь в разные периоды ВОВ воевали 2-я, 3-я и 6-я горнострелковые дивизии и множество корпусных частей и подразделений горнострелкового корпуса "Норвегия", превратившегося позднее в XIX (горный) армейский корпус противника. Они все вместе взятые и растеряли всё это добро. Предметы в лесном сохране, верховые, реставрации не подвергались пока по причине их большого количества и фатального отсутствия времени. Реставрация ещё впереди, сейчас пока время сбора и идентификации.

    Для начала про вьюки. Мне за всё время встретились два типа этих приспособлений. Первый тип - известный всем Tragеsattel 23. Из особенностей его конструкции самая характерная, позволяющая сразу и безошибочно его идентифицировать - откидные рамочные полки по бокам, имеющие откидные подкосы. Данный вьюк имеет регулировочные тяги, перерубленные ещё в годы войны, что с одной стороны делает вьюк более подвижным, с другой - ускоряет время подгонки по месту, что, возможно, в боевой обстановке действительно имело смысл.
     

    Вложения:

    • IMG_0585.JPG
      IMG_0585.JPG
      Размер файла:
      1 МБ
      Просмотров:
      8
    • IMG_0586.JPG
      IMG_0586.JPG
      Размер файла:
      1.023,1 КБ
      Просмотров:
      8
    • IMG_0587.JPG
      IMG_0587.JPG
      Размер файла:
      1,4 МБ
      Просмотров:
      8
    • IMG_0588.JPG
      IMG_0588.JPG
      Размер файла:
      1,3 МБ
      Просмотров:
      8
    • IMG_0589.JPG
      IMG_0589.JPG
      Размер файла:
      1,5 МБ
      Просмотров:
      8
    • wsICF73tDF4.jpg
      wsICF73tDF4.jpg
      Размер файла:
      64,4 КБ
      Просмотров:
      15
    Последнее редактирование: 5 май 2019
    Политрук, nestor и FAMO нравится это.
  12. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Отдельным предметом - конструкция откидной полки.
     

    Вложения:

    • IMG_0604.JPG
      IMG_0604.JPG
      Размер файла:
      1,5 МБ
      Просмотров:
      8
    • IMG_0605.JPG
      IMG_0605.JPG
      Размер файла:
      1,6 МБ
      Просмотров:
      8
    • IMG_0606.JPG
      IMG_0606.JPG
      Размер файла:
      1,2 МБ
      Просмотров:
      8
    Политрук, nestor и FAMO нравится это.
  13. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Еще один Трагезаттель 23, но с целыми регулировочными тягами. Откидные полки утрачены.
     

    Вложения:

    • IMG_1519.JPG
      IMG_1519.JPG
      Размер файла:
      1,1 МБ
      Просмотров:
      8
    • IMG_1520.JPG
      IMG_1520.JPG
      Размер файла:
      1 МБ
      Просмотров:
      8
    Политрук, nestor и FAMO нравится это.
  14. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    И ещё один, на этом сверху закреплена дополнительная транспортная рамка для крепления грузов.
     

    Вложения:

    • IMG_1523.JPG
      IMG_1523.JPG
      Размер файла:
      1,1 МБ
      Просмотров:
      8
    • IMG_1524.JPG
      IMG_1524.JPG
      Размер файла:
      944,1 КБ
      Просмотров:
      8
    • IMG_1525.JPG
      IMG_1525.JPG
      Размер файла:
      1,3 МБ
      Просмотров:
      8
    Политрук, nestor, FAMO и ещё 1-му нравится это.
  15. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Второй тип вьюка. По нему пока не нашел документа с названием, где-то мелькало как "типМ36", возможно, австрийское наследство. Встречаются реже, чем Трагезаттель 23, примерно как один к трём.

    Конструкция вьюка несколько иная. Принципиально это та же пространственно регулируемая гайками и контргайками конструкция, но:

    отсутствуют боковые откидные полки с подкосами;

    над основными боковыми несущими крюками имеются шарнирные откидные кронштейны, уменьшающие захват крюков, вероятно, для подгонки и регулировки.

    Кроме этого, верхние продольные подушки не из дерева, а из железа, и они подвижны, на шаровых опорах.
     

    Вложения:

    • IMG_0590.JPG
      IMG_0590.JPG
      Размер файла:
      812,2 КБ
      Просмотров:
      8
    • IMG_0591.JPG
      IMG_0591.JPG
      Размер файла:
      702,9 КБ
      Просмотров:
      8
    • IMG_0592.JPG
      IMG_0592.JPG
      Размер файла:
      836,6 КБ
      Просмотров:
      8
    • IMG_0593.JPG
      IMG_0593.JPG
      Размер файла:
      804,1 КБ
      Просмотров:
      8
    • IMG_0594.JPG
      IMG_0594.JPG
      Размер файла:
      647,5 КБ
      Просмотров:
      7
    • IMG_0595.JPG
      IMG_0595.JPG
      Размер файла:
      1,1 МБ
      Просмотров:
      7
    • IMG_0596.JPG
      IMG_0596.JPG
      Размер файла:
      780,4 КБ
      Просмотров:
      7
    Политрук, nestor и FAMO нравится это.
  16. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Элементы конструкции вьюка М36
     

    Вложения:

    • IMG_0597.JPG
      IMG_0597.JPG
      Размер файла:
      773,2 КБ
      Просмотров:
      7
    • IMG_0598.JPG
      IMG_0598.JPG
      Размер файла:
      839,2 КБ
      Просмотров:
      7
    • IMG_0599.JPG
      IMG_0599.JPG
      Размер файла:
      1,1 МБ
      Просмотров:
      7
    • IMG_0600.JPG
      IMG_0600.JPG
      Размер файла:
      1,3 МБ
      Просмотров:
      7
    • IMG_0601.JPG
      IMG_0601.JPG
      Размер файла:
      1,1 МБ
      Просмотров:
      7
    Политрук, nestor и FAMO нравится это.
  17. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Теперь приспособления для крепления разного военного добра на вьюках, в просторечьи называемые приблудами.

    Самая простая и самая универсальная приблуда, он же, скорее всего - универсальный вьюк (и людской, и часть конского). Как видно из конструкции, его можно приспособить при помощи лямок для переноса за плечами носильщиком. Его можно носить как чемодан за боковые ручки. И наконец, его можно подвесить на конский вьюк по бокам.
     

    Вложения:

    • IMG_0607.JPG
      IMG_0607.JPG
      Размер файла:
      267,1 КБ
      Просмотров:
      7
    • IMG_0608.JPG
      IMG_0608.JPG
      Размер файла:
      606,4 КБ
      Просмотров:
      7
    • IMG_0609.JPG
      IMG_0609.JPG
      Размер файла:
      883,8 КБ
      Просмотров:
      7
    • vYLMnBl0d0s.jpg
      vYLMnBl0d0s.jpg
      Размер файла:
      374,6 КБ
      Просмотров:
      8
    Политрук, nestor и FAMO нравится это.
  18. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Вот как это выглядит на железе и как с помощью этих приблуд конский вьюк оборудовали носилками для перевозки раненых.
     

    Вложения:

    • IMG_0613.JPG
      IMG_0613.JPG
      Размер файла:
      1,1 МБ
      Просмотров:
      7
    • IMG_0614.JPG
      IMG_0614.JPG
      Размер файла:
      982,3 КБ
      Просмотров:
      8
    • IMG_0615.JPG
      IMG_0615.JPG
      Размер файла:
      847 КБ
      Просмотров:
      8
    • ZHC5l32c5Tg.jpg
      ZHC5l32c5Tg.jpg
      Размер файла:
      218,9 КБ
      Просмотров:
      11
    Политрук, nestor и FAMO нравится это.
  19. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Один попался в родной краске, нашел клеймо. Оно снизу справа, изготовитель "gfs", т.е. Curt Becher & Co, Blechwarenfabrik, Crottendorf/Erzgebirge, bei Scheibenberg (S), год выпуска - 1939. Левее фирменного клейма видна ворона военной приемки.
     

    Вложения:

    • IMG_0610.JPG
      IMG_0610.JPG
      Размер файла:
      1.017,4 КБ
      Просмотров:
      7
    • IMG_0611.JPG
      IMG_0611.JPG
      Размер файла:
      823 КБ
      Просмотров:
      7
    • IMG_0612.JPG
      IMG_0612.JPG
      Размер файла:
      537 КБ
      Просмотров:
      7
    Политрук, nestor и FAMO нравится это.
  20. Dietrich_51 Gefreiter

    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    179
    Приблуда для крепления грузов в верхней части вьюка, скорее всего, универсальная.
     

    Вложения:

    • IMG_0634.JPG
      IMG_0634.JPG
      Размер файла:
      1 МБ
      Просмотров:
      7
    Политрук, nestor и FAMO нравится это.