1. Администрация форума с радостью приветствует Вас и благодарит за проявленный интерес к нашему форуму. Здесь Вы найдете множество интересных разделов и тем. Для того, чтобы в полной мере увидеть их содержание, а также свободно общаться, создавать новые темы или отвечать в созданных - Вам необходимо зарегистрироваться на Форуме. Это займет совсем немного времени, и Вы сможете быть в курсе всей предоставляемой информации.

Лошади и поклажа

Тема в разделе "Общее", создана пользователем nestor, 25 фев 2015.

  1. nestor Administrator Команда форума

    Сообщения:
    968
    Симпатии:
    3.117
    Вот решил сделать тему про различное носимое и возимое имущество. В основном всё позаимствовано с западных сайтов.
    tragesattel2319ux6.jpg tragesattel2314ls3.jpg tragesattel2327jv9.jpg tragesattel2329kl9.jpg hdv34230001lj1.jpg hdv34230003sw5.jpg hdv34230002rs3.jpg
     
    slepmehanik, sherman, Gebirgsjäger 98 и 5 другим нравится это.
  2. nestor Administrator Команда форума

    Сообщения:
    968
    Симпатии:
    3.117
    Корзины под боеприпасы.
    muntragkorb01wm2.jpg muntragkorb03vn8.jpg mulitragkorbwz6.jpg
     
    slepmehanik, sherman, Gebirgsjäger 98 и 4 другим нравится это.
  3. Hellmann Admin Команда форума

    Сообщения:
    966
    Симпатии:
    3.387
    А вот термосы для пищи.
    grkochkiste02hw6.jpg grkochkiste01do6.jpg cookequip083fj.jpg
     
    sherman, Gebirgsjäger 98, Зяблик и 4 другим нравится это.
  4. nestor Administrator Команда форума

    Сообщения:
    968
    Симпатии:
    3.117
    Медицинский ящик из музея в Зонтхофене
    packsaddle06ky1.jpg
    Это из Северной Африки
    gefechtskasten01vd4.jpg gefechtskasten02sy7.jpg
    Снарядные ящики для 75 мм горных орудий.
    gebg36box01lb3.jpg gebg36box03yq4.jpg
     
    pishik59, sherman, Gebirgsjäger 98 и 4 другим нравится это.
  5. Hellmann Admin Команда форума

    Сообщения:
    966
    Симпатии:
    3.387
    А вот медицинские ящики егерей. Передвижной медпункт. Один ящик мог нести человек, на мула вешалось 2 ящика парно скрепленные.
    gjpacksaddle02yw8.jpg hoch4bedford31at6.jpg fig2006614fj.jpg gebsankasten01dv8.jpg
     
    slepmehanik, sherman, Gebirgsjäger 98 и 4 другим нравится это.
  6. Windhund Schütze

    Сообщения:
    19
    Симпатии:
    33
    Адрес:
    Самара
    И раз уж тематика у нас горная, то вот вам господа ящики и корзины для переноски медикаментов гужевым транспортом))
    PictureM43 119.jpg PictureM43 118.jpg packsaddle06ky1.jpg P1220378.jpg P1220377.JPG gj-004.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 19 янв 2016
  7. Windhund Schütze

    Сообщения:
    19
    Симпатии:
    33
    Адрес:
    Самара
    williundseppmitmuli8iv.jpg gjmulisgreecesk7.jpg davidfancypk7yq.jpg
    и вот фоточка как это выглядило: реконструкция и оригинальное фото
    3a7d55cf-532f-43b9-a503-dd501fa0749e_zps577e80a0.jpg
     
    slepmehanik, sherman, Gebirgsjäger 98 и 4 другим нравится это.
  8. Хожалый Stabsfeldwebel

    Сообщения:
    333
    Симпатии:
    1.615
    Попался в 2011г. вьюк на позиции наших минометчиков. Трофейный. Может даже со скотинкой трофейной пользовали. Хорошая вещь под реставрацию и железо в очень приличном сохране. Не взял. Не хотелось самому в мула превращаться. Тогда и так железа много на себе тащили. Лежит сейчас под снегом.
    вьюк copy.jpg вьюк1 copy.jpg вьюк2 copy.jpg вьюк4 copy.jpg
     
  9. Hellmann Admin Команда форума

    Сообщения:
    966
    Симпатии:
    3.387
    Лето 1942-го года. Gebirgsjäger-Regiment 139 (3.Gebirgs-Division)
    Хорошо видно конскую сбрую, вьючное седло Вермахта.
    xrH093gLbrQ.jpg
     
    slepmehanik, nestor, sherman и 2 другим нравится это.
  10. Карамба Unterfeldwebel Команда форума

    Сообщения:
    152
    Симпатии:
    590
    Род занятий:
    инженер
    Адрес:
    Запорожье
    Егеря на марше.
    ethwhjhj.jpg
     
    nestor нравится это.
  11. Kurt Meier Gefreiter Команда форума

    Сообщения:
    59
    Симпатии:
    195
    Кавказ 1942 г. Ущелье Гоначхир.
    jQKOB8MyyMk.jpg
     
    nestor нравится это.
  12. nestor Administrator Команда форума

    Сообщения:
    968
    Симпатии:
    3.117
    Корзины
    gebirgsjaeger.jpg колонна егерей на марше.jpg kriegsweihnachten12jx8.jpg музей горноегерских войск.jpg на фоне приюта 11.jpg 698ff6e4239e75b1a233a55a4c52c551.jpg Gebirgsjäger in the snowy mountain2 (1).jpg Gebirgsjäger in the snowy mountain3.jpg
    Егеря дивизии Prinz Evgen
    Prinz Eugen patrol rocks horses.jpg Prinz Eugen soldiers ammunition basket donkey horse preparing preparation.jpg
     
    slepmehanik нравится это.
  13. Hellmann Admin Команда форума

    Сообщения:
    966
    Симпатии:
    3.387
    Лошадкам тоже приходилось не сладко... ( Eismeerfront)
    etett.jpg heeww.jpg fg56hg.jpg
    Где то на южных фронтах
    3IKFHZToQvQ.jpg
    Взято Ссылка видна только зарегистрированным пользователям
     
    Последнее редактирование: 12 май 2017
    slepmehanik, Kurt Meier и nestor нравится это.
  14. Hellmann Admin Команда форума

    Сообщения:
    966
    Симпатии:
    3.387
    jj.b..jpg
     
    nestor нравится это.
  15. pishik59 Schütze

    Сообщения:
    19
    Симпатии:
    28
    Тема интересная, и по ней есть следующее соображение.
    Попытка стандартизировать вьючное оборудование предпринятое германской армией имела и свою отрицательную сторону.
    На боковые кронштейны вьючного седла устанавливались ящики изготовленные только для данного вида крепления. При утере одного из ящиков лошадь или мул оказывались нагруженными на один бок, что недопустимо, а надежно закрепить на пустующей стороне нестандартный груз для солдата из города было явной проблемой. Вообще умение навьючивать любое животное с учетом его "конструктивных особенностей" является большим искусством которым в совершенстве владели только кочевые народы. Это умение отрабатывалось годами опыта и практики.
    Если вьюки самопроизвольно развязывались по пути следования, это было позором для того, кто этот груз навьючивал. Участники ранних научных экспедиций на Тянь-Шань и Памир были поражены умением опытных караванщиков навьючивать на животных любые нестандартные грузы (ящики разных размеров и форм, баулы, бочки, длинномерные грузы, листовой материал типа кровельного железа и т.д. и т.п.). При этом груз навьючивали так, чтобы животное чувствовало себя максимально комфортно при максимально возможной загрузке. Суммарный цент тяжести всех грузов всегда располагался как можно ниже и на "продольной оси" животного.
    Существовало несколько "школ" навьючивания - казахская, киргизская, таджикская и т.д. Каждая из них имела свои особенности. Яки, лошади, верблюды и ослы навьючивались по разному. К вьючным и верховым лошадям предъявлялись разные требования по экстерьеру. Вьючные лошади были невысокими, желательно около 1,5 м. в холке, корпус удлиненный, грудь широкая, ноги жилистые с крепкими копытами. На равнинной местности вес груза переносимый лошадью в среднем составлял примерно 1/3 массы животного, при этом на каждый бок навешивали по 37% веса груза, а оставшиеся 26% располагали сверху. В горных условиях вес груза снижали примерно на треть. Кроме того, груз должен располагаться на реберной части корпуса животного не выходя за его пределы, что на практике для взрослой лошади составляет чуть более одного метра по длине туловища. Длинномерный жесткий груз не должен касаться бедренных выступов животного, ширина вьюков учитывалась исходя из условий маршрута, т.к. на горных тропах животное не должно задевать вьюками за склон. Передние подковы должны иметь шипы, задние - без шипов. После развьючивания уставших и потных лошадей их нельзя сразу поить и кормить, надо дать им остыть в течение примерно двух часов. Ослы переносили груз до 70% от собственного веса, были менее прихотливыми к пище и их можно было поить и кормить сразу после развьючивания И у каждого вида вьючного животного было еще много-много таких тонкостей.
    В общем, если у германского солдата можно было бы отобрать вышеуказанное армейское вьючное оборудование и дать ему несколько жердей, моток веревки, кусок войлока и брезент, то навьючить лошадь, мула или осла он не смог бы вообще, а киргизский или таджикский караванщик сделал бы это за 20 минут в лучшем виде для любого из вышеперечисленных животных.

    В армиях разных стран участвовавших во II Мировой войне использовали различные виды вьючных седел и навесного оборудования. В частности, в СССР после войны некоторые горные части и экспедиции военных альпинистов использовали трофейные или ленд-лизовские добротно изготовленные баулы-саквояжи прямоугольной формы с удобными боковыми ручками. Баулы крепились на боковые рамы вьючного седла при помощи широких брезентовых ремней.
    Прочность их была такой, что на местах стоянки они могли использоваться как столы и стулья (см. фото)

    img264.jpg
    Фото-1: Участники альпинисткой экспедиции Туркестанского военного округа 1952г. на пик Победы по пути следования. За каждой верховой лошадью привязана вьючная лошадь нагруженная баулами и рюкзаками участников экспедиции. Количество лошадей в экспедиции доходило до 60 голов. Весь состав лошадей шутливо называли "Наша бронекопытная часть". Вторым в караване едет будущий заслуженный мастер спорта по альпинизму В.А.Эльчибеков.



    img280.jpg
    Фото-2: Вьючные лошади пасутся на кратковременном привале. Фактически по правилам, если привал длится более 10-15 минут, лошадь должна быть развьючена.




    img254.jpg

    Фото-3: Военнослужащий - радист экспедиции - мастер спорта по альпинизму Валентин Ковалёв из киргизского города Ош использует вьючный баул как кухонный столик для раскатывания теста для пельменей.

    Все размещенные фото - из архива участника экспедиции - мастера спорта по альпинизму - В.К. Ноздрюхина - любезно предоставлены Л.Д.Ноздрюхиной.
     
    nestor и Hellmann нравится это.
  16. Хожалый Stabsfeldwebel

    Сообщения:
    333
    Симпатии:
    1.615
    Со многими Вашими доводами относительно общих моментов использования вьючных животных нельзя не согласиться, особенно у народов Средней Азии. Но использование вьючных седел в армии - это несколько другая тема при том, что и вес и характер распределения груза являются некими стандартными основами под которые конструировались и те же армейские вьючные седла.
    Но вот с некоторыми Вашими доводами касательно именно немецких вьючных седел я бы очень не согласился.
    Цитата:
    В этой цитате есть, на мой взгляд, несколько очень существенных нестыковок. Для того, чтобы делать такие выводы нужно, как минимум, досконально знать разные конструкции немецких вьючных седел, их назначение, особенности и область применения. Ну а как максимум попользоваться ими. В свое время натаскал с гор остатки рам егерских вьючных седел разных типов, этой зимой даже полностью отреставрировал раму одного из них. Такого, как на самом первом снимке темы. Давно есть желание написать некий обзор по немецким вьюкам, по крайней мере тем,которые применялись на Кавказе. Как- нибудь,надеюсь,это получится.
    Так вот, стандартизацию таких вьюков я бы считал огромным достижением немецких конструкторов этого железа. Такие седла не грех использовать и в современных отечественных горнострелковых бригадах. Вьюки эти по конструкции были универсальными, регулировались по спине любой вьючной скотины от осла до мула и лошади и позволяли перемещать практически любой груз, начиная от ящиков и коробов и заканчивая частями орудий или минометов. Плетеные короба для вьюков, которые можно видеть на многих снимках с вьючными животными егерей _ это удобная, но отнюдь не исключительная тара для перевозки. На вьюках возили все: ящики с патронами, лотки с минами, портативные полевые кухни, дрова , стройматериалы,да что угодно, включая вооружение. Плетеные короба, кстати, довольно быстро разваливались и , судя по немецким документам служб тыла, постоянно запрашивались по снабжению.
    Никакой разбалансировки отсутствие одного из коробов вызвать не могло. Все зависело от того груза, который был в коробе. Его всегда можно было уравновесить с другой стороны ящиками с патронами или любым другим грузом. Дело в том, что конструкция вьюков подразумевала наличие на них боковых откидных или неоткидных полок, которые и служили опорой для груза. А то, что на них опиралось- короба, корзины, мешки или ящики- это уже дело десятое. Приторочить можно было практически любой груз, исходя из возможностей скотины и условий рельефа.
    И если внимательный наблюдатель посмотрит на многочисленные снимки егерских вьюков, то он заметит, что возили на них практически все, включая орудийные колеса, а не только плетеные короба.
    По моим ощущениям, грузили на бедных вьючных животных, как на слонов, поскольку найденные поломанные вьюки искорежены и изуродованы изрядно. Потому и бросали.
    И да, никой проблемы в том, чтобы приторочить любой нестандартный груз к вьюку совершенно не было. Система продуманных петель на раме вьюков позволяла удобно крепить любую поклажу ремнями или веревками. И это тоже ясно видно на снимках при внимательном рассмотрении.
     
    nestor и FAMO нравится это.
  17. Хожалый Stabsfeldwebel

    Сообщения:
    333
    Симпатии:
    1.615
    Не знаю, честно говоря, что было бы, если сравнить немецкого солдата с киргизами или таджиками в смысле навыков сооружения вьюков из подсобных материалов, но я поделюсь небольшой тайной, которая открылась мне при изучении документов немецких дивизий, воевавших на Кавказе. Все эти красивые снимки с егерями-погонщиками мулов на Кавказе относятся к августу или в лучшем случае к началу сентября 42г. Еще на подходе от Ростова к Кавказу убыль вьючных животных у егерей была такова, что командование 49 корпуса и его дивизий предписывало изымать любое возможное количество лошадей у местного населения, особо оговаривалось изъятие вьючных седел. Увидеть мулов на снимках октября- ноября 42 года можно очень нечасто и главным образом по снимкам с Туапсинского направления. На этих снимках у немцев под вьюками, в основном, изъятые у населения лошади.Собственно, погонщики- егери составляли очень небольшую часть того огромного количества трагтирщиков ( если говорить по- нашему, вьюковожатых), которые занимались снабжением подразделений, воюющих на перевалах. Для обеспечения снабжения трех батальонов 4 горноегерской дивизии, например, использовалось порядка 8 тысяч погонщиков и носильщиков львиную долю которых составляли соаетские военнопленные. Умерших и погибших возмещали из лагерей, в частности, из Армавирского лагеря военнопленных.У немцев просто не было штатных возможностей для такой масштабной работы. Так что тут уместнее сравнивать наших военнопленных с киргизами и таджиками. Вопрос, я думаю, решался просто. Не можешь навьючить - понесешь на себе. Не понесешь - пристрелят.
    Ну а снимки вьючных животных из альпинистских экспедиций хотя и интерсная, но все же совсем другая история.
     
    nestor и FAMO нравится это.
  18. Хожалый Stabsfeldwebel

    Сообщения:
    333
    Симпатии:
    1.615
    Уточнил. По состоянию на 4 сентября 1942г. продовольственным снабжением группировки 4 ГЕД на перевалах занимались 8798 человек с 3800 лошадями.
     
    nestor и FAMO нравится это.
  19. pishik59 Schütze

    Сообщения:
    19
    Симпатии:
    28
    Несомненно, стандартизация и заводское изготовление вьючного оборудование для армии являлось безусловной необходимостью и мною ни в коей мере не оспаривается. Более того, в упомянутых мною армейских альпинистких экспедициях также использовались вьючные армейские седла для лошадей отечественного производства на металлическом каркасе с полками под баулы и другие грузы. Подозреваю, что они скорее всего были скопированы именно с немецких седел. В середине восьмидесятых видел в урочище Джурекбау (Юго-Западный Тянь-Шань) одно такое старое седло в сарае у лесника Тургуна и пробовал им пользоваться, т.е. могу сравнивать с местным деревянным. Деревянные удобнее. Мой разговор был о том, что универсальность данных металлических седел не является стопроцентной. А в реальных условиях перевозить приходится не только стандартные армейские грузы. Если полка седла имеет ширину скажем 20-25см., то например бочку объемом 80 литров боком нормально уже не положишь, а если поставить обе бочки (левую и правую) стоя, то центр тяжести будет расположен высоковато. А как в случае необходимости на таком седле перевозить раненого в лежачем положении? Также в случае поломки металлического седла вдали от базы снабжения и кузницы явно возникнет проблема с его ремонтом. Т.е. нужно возить в обозе запасные седельные каркасы. А если это мобильная боевая группа без обоза? Вы сами видели как много седел было покорежено и брошено, т.е. у солдат явно возникали проблемы с этими седлами. Упомянутое вами изъятие вьючных седел у местного населения только подтверждает остроту этой проблемы. Далее, чтобы уравновесить непосредственно на марше такой мобильной группы левый баул с правой стороны ящиком с патронами - этот ящик надо снять с другой лошади, ведь его кто-то же нес до этого ? Значит другая лошадь окажется неуравновешенной и т.д. Для ослика такое седло подогнать невозможно - размеры опорной части выступают за пределы реберной части его туловища и "бочковидность" самого туловища у лошадей и ослов разная. На Памире я не видел, чтобы кто-то из местных таджикских караванщиков использовал советские металлические фабричные седла, все продолжали пользовались традиционными деревянными - дешевыми, ремонтабельными и веками проверенными. Упомянутый мною лесник Тургун тоже пользовался деревянным, еще от деда. Возил на нем все, что угодно.
    Но при всем этом уверяю Вас, я вовсе не был сторонником использования в германской армии архаичных деревянных вьючных седел. Для югославских партизан это подходило, но для германской армии это было бы смешно. А носильщиков из пленных советских солдат очень жаль.
    С уважением - pishik59.
     
    nestor и Хожалый нравится это.
  20. Хожалый Stabsfeldwebel

    Сообщения:
    333
    Симпатии:
    1.615
    Да, все у Вас обстоятельно расписано, только несколько умозрительно, на мой взгляд. Ну или теоретически больше. В этом нет ничего плохого, нечасто приходится сталкиваться в постах с таким аналитическим подходом, как у Вас. Обычно предпочитают приводить материалы из сети, причем целиком и не высказывая своего отношения даже к явной чепухе, которая нередко присутствует в приводимых материалах. В таких случаях авторы перепостов как бы солидаризируются с написанным.
    Давайте попробуем как-то систематизировать.
    Конечно же, история развития вьючных седел уходит корнями в глубину веков. У разных народов в разных горных районах в этом деле есть какие-то особенности. Общим, наверное, было то, что вьючные седла для бытовых нужд изготавливались из дерева. Кстати, как изготавливаются они и сейчас в глухих районах тех же Альп в самой что ни на есть Европе.
    Но армейские вьючные седла- это совсем другая история. И общего у них с бытовыми седлами, пожалуй, только то, что седла эти с грузом возят на себе животные. Все остальное, начиная от характера и веса груза и заканчивая конструкцией седел, "заточенной" под эти самые особенности груза, конечно же отличаются. Собственно, этим особенностям вьючных седел в горноегерских войсках вермахта тема и посвящена. На мой взгляд, сравнивать особенности немецких военных седел и таджикских бытовых совершенно некорректно. А уж сравнивать навыки киргизских погонщиков и немецких трагтирщиков это как-то даже неуместно. Ну что возят в Азии на вьюках? Бытовое барахло, да мешки с кукурузой или рисом. Ну хворост наверх поднимают на пастбища.
    Если говорить о назначении армейских вьючных седел, то я бы разделил их по этому признаку на две категории: специальные и универсальные.
    Специальные вьюки, например, для перевозки орудий или минометов предназначены только для узких целей и в силу своих конструктивных особенностей мало применимы для универсальных задач. Мы сейчас говорим не о них, а о универсальных вьючных седлах,предназначенных для перевозки разных грузов.
    Любой человек, служивший в армии, конечно же знает, что основной характеристикой любого армейского снаряжения, кроме ТТХ, является его универсальность. И конструкторы армейских вьючных седел в вермахте и РККА тоже стремились этого добиться, только разными конструктивными способами и с разными результатами. Как на мой взгляд, немцы с этой универсальностью преуспели побольше. Наши вьючные седла (пару образцов приходилось видеть) вряд ли можно было менять по размерам и приспосабливать с мула на лошадь. А уж тем более, с осла на лошадь. Наши конструкции вьюков (для того же батальонного миномета) рассчитаны на вьючных животных с некими усредненными размерами. А вот у немецких седел (не у всех, а именно тех, которые конструировались и штатно выпускались для горноегерских частей) возможность изменения размеров каркаса седла применительно к размерам вьючного животного была заложена конструктивно.
    Второй особенностью унификации этих немецких седел я бы назвал их универсальность для перевозки совершенно разных грузов. То есть на них можно было возить и длинное, и короткое, и круглое, и квадратное. Понятное дело, что с соблюдением правил развесовки, балансировки, возможностей животного и особенностей рельефа. Другое дело, что круглого в армейском скарбе, перевозимом на вьюках, на немецких фотоснимках видеть не приходилось. Я имею в виду что-то типа бочек или бочонков. Специально не "затачивался", но не припомню.А снимков этих сотни пересмотрел. Ну может кто поправит.
    Да и что наливного можно возить для армейских нужд на вьюках в высокогорье? Топливо? Но топливо нужно для техники, а техника по караванным тропам не ходит. Туда, куда может забраться техника, топливо в бочках можно завести на самой технике. Ну разве что топливо для электрогенератора, но это не про войну, о которой мы говорим.
    И третьей особенностью немецких вьючных седел я бы посчитал их универсальность с точки зрения освоения навыков их применения. Это то, что сейчас принято называть "интуитивно понятным" освоением. В этом смысле для того, чтобы их применять или приторачивать к ним груз не нужно было быть кочевником с вековым опытом перевозки вьючных грузов. В предвоенные времена немецкие горноегерские дивизии и подразделения погонщиков в них формировали не из горных караванщиков Альп. Разные туда люди попадали и городские в том числе. Если человек умел управляться с лошадью, то уже хорошо было. Поэтому научить управляться с таким вьючным седлом, как я понимаю его конструкцию, можно было за день-два. Вот с этой "интуитивной понятливостью" этих седел я и сам столкнулся, когда собирал и реставрировал такое седло из кучи разнородного перекрученного и погнутого ржавого железа.
    И ничего, все сложилось, как пазлы в картине.
    Была у немецких вьючных седел еще одна "фишка", увеличивающая их универсальность- возможность применения разного навесного оборудования для каких-то задач: перевозки орудийных ящиков, цинков с патронами, минометных стволов и т.п. Эти "прибамбасы" также выпускались заводским способом и шли в комплектах к седлам.
    Что касается ремонтопригодности вьючных седел. С ремнями-подушками понятно. Сложнее всего с каркасами. У егерей было две совершенно разных в смысле ремонтопригодности модели штатных вьючных седел, хотя чисто внешне они были очень похожи. Одна из этих моделей была совершенно неремонтопригодна в полевых условиях, и не в полевых тоже. Конструкция этих седел была совершенно неразборной. Если какая-то часть каркаса такого седла ломалась, его просто выбрасывали, настолько неудачной была его конструкция. Отремонтировать такой каркас можно было разве что с помощью сварки.
    Другая модель седел была практически идеальной в смысле возможности полевого ремонта. Любую деталь можно было заменить из ремкомплекта или переставить с другого седла, причем легко и быстро, что называется, на коленке. Если буду выкладывать материалы по седлам, обязательно распишу в деталях все особенности, вплоть до толщины применяемого металла в каркасах разных моделей.
    Но вот для чего точно не были приспособлены никакие вьючные седла- ни наши, ни немецкие - это для перевозки раненых лежа. Наши спускали раненых сверху на волокушах, немцы, как правило, использовали для этого русских военнопленных, которые тащили их раненых на носилках. Ну или сами таскали на носилках, если пленных не было. При любой возможности немцы организовывали в горах небольшие аэродромы для самолетов "Физелер-Шторьх" , специально оборудованных для перевозки тяжело раненых, на них и эвакуировали тех, кого удавалось дотащить до таких аэродромов.
    Спускать на вьючных седлах можно было разве что погибших.
     
    FAMO и nestor нравится это.